ВИО-66

В нескольких сериях нашего любимого мультсериала «Ну погоди!» звучат композиции, в которых принимал участие уникальный коллектив «ВИО-66», единственный в своём роде вокально-инструментальный оркестр.

Так, во 2-ой серии звучит песня «Чёртово колесо» в исполнении великого Муслима Магомаева, и вокальная группа ВИО принимала участие в записи. А в 4-ой серии ВИО исполняет «Парафраз на темы песен из к/ф «Сердца четырех»«.

Расскажем об этом коллективе.

Вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» (так расшифровывается ВИО) был создан в 1966 году известным советскимм композитором Юрием Саульским (1928-2003). Этот коллектив стал одним из первых в СССР, кто включил в свой состав не только традиционную инструментальную группу (саксофоны, трубы, тромбоны, ритм-секция), но и вокальную группу, состоящую из четырёх мужских и четырёх женских голосов.

ВИО-66, источник: ruscircus.ru

Идея создания джазового коллектива зародилась у Саульского после посещения джазовых фестивалей в Польше и Чехословакии в 1965 году. Основной целью оркестра была пропаганда советской джазовой музыки сквозь призму ааранжировок джазовых стандартов, народных песен, классических композиций и песен советских композиторов в современной аранжировке.

«ВИО-66» считается молодым коллективом как по возрасту создания, так и по возрасту его участников, состоящего из талантливых музыкантов и певцов. В дебютной программе оркестра «ВИО-66» Юрий Саульский представил не только джазовые композиции, но и включил в состав выступления известных певцов-солистов, таких как Нина Бродская и Вадим Мулерман, а также артиста пантомимы Александра Жеромского и конферансье-фельетониста.

Основная часть песенного репертуара исполнялась на русском языке, однако Саульский иногда экспериментировал с джазовым вокалом на английском, приглашая для этого латвийского певца и актёра Бруно Оя или литовскую певицу Джильду Мажейкайте (источник: ВИА СССР).

ВИО-66 п/у Ю.Саульского, источник: www.sssrviapesni.info

Юрий Саульский не ограничивал своё творчество исключительно джазовой музыкой. Он обращался к произведениям таких классиков, как Иоганн Себастьян Бах, а также к русской народной песне, включая в программы и песни советских композиторов. Особое внимание уделялось развитию малых импровизационных ансамблей, или комбо, формируемых из музыкантов инструментальной группы оркестра. Это стремление к музыкальному разнообразию и экспериментам не следует воспринимать как недостаток. Напротив, такой подход к творчеству, позволяющий исследовать различные музыкальные стили и жанры, является важным аспектом творческого поиска, особенно для новообразованного коллектива. (источник: Ruscircus.ru)

С оркестром в разное время сотрудничали или постоянно в нём работали известные солисты-импровизаторы, такие как И. Бриль (фортепиано), В. Журавский (ударные), А. Исплатовский, А. Соболев, В. Смоляницкий, В. Двоскин (контрабас), А. Козлов, Ю. Чугунов, М. Цуриченко, В. Ткалич, А. Герасимов (саксофон), А. Гордеев (труба), И. Широков (флюгельгорн) и другие. Значительный вклад в пополнение репертуара оркестра внесли композиторы и аранжировщики А. Мажуков, Ю. Чугунов, А. Козлов, И. Петренко.

«ВИО-66» активно гастролировал по городам СССР, участвовал в московских (1966 и 1967 гг.) и ленинградском (1966 г.) джазовых фестивалях, неоднократно выступал в радио- и телепередачах, записывал музыку к кинофильмам и театральным спектаклям. Коллектив отличался большой влюблённостью в музыку и общее дело, что позволяло музыкантам выступать не формально, а с душой и мыслью, проявляя себя как единомышленники Юрия Саульского.

Этот коллектив стал значимым явлением в музыкальной жизни СССР, занимая достойное место среди лучших музыкальных коллективов страны и внося вклад в развитие советской эстрады и джаза.

Обновлено 11 марта, 2024